
УИД № 48MS0043-01-2023-002811-13
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-13387/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 17 мая 2024 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Павловой Е.А.,
рассмотрев гражданское дело № 2-2154/2023 по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт,
по кассационной жалобе Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области на апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Липецка от 18 декабря 2023 года,
у с т а н о в и л:
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт за период с ноября 2014 года по сентябрь 2022 года в сумме 9 775 руб. 33 коп., ссылаясь на то, что ФИО1 является собственником квартиры № в доме № по <адрес>. Данный дом включен в областную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ №. Способом формирования фонда капитального ремонта вышеназванного дома определено перечисление взносов на капитальный ремонт на счет областного оператора. Истец является областным оператором, в функции которого входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах областного оператора. В нарушение требований закона ответчик свои обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт не исполняет. За период с ноября 2014 года по сентябрь 2022 года (включительно) за ответчиком образовалась задолженность в размере 9 775 руб. 33 коп.
Решением мирового судьи судебного участка № 25 Октябрьского судебного района г. Липецка исковые требования Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области удовлетворены частично.
С ФИО1 в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт по кв. № в доме № по <адрес> за период с июля 2020 года по сентябрь 2022 года включительно в сумме 6 125 руб. 58 коп.
В остальной части исковых требований о взыскании задолженности за период с ноября 2014 года по июнь 2020 года отказано в связи с истечением срока исковой давности.
С ФИО1 в доход государства взыскана государственная пошлина в сумме 400 руб.
Апелляционным определением Октябрьского районного суда г. Липецка от 18 декабря 2023 года решение мирового судьи судебного участка № 25 Октябрьского судебного района г. Липецка от 30 августа 2023 года отменено.
Принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области отказано.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает законность и обоснованность судебного постановления апелляционной инстанции, просит его отменить. Считает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Кассационная жалоба в силу ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения по настоящему делу допущены.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 является собственником 1/2 доли квартиры площадью 62,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>
Постановлением администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора», опубликованным в «Липецкой газете» ДД.ММ.ГГГГ №, сформирован фонд капитального ремонта общего имущества жилых многоквартирных домов на счете регионального оператора, где собственники помещений не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, или выбранный ими способ не реализован. Согласно приложению к данному постановлению в списке значится <адрес>.
Поскольку ответчик и другие жильцы дома, как собственники помещений многоквартирного дома, в установленный законом срок не реализовали выбранный способ формирования фонда капитального ремонта, то орган местного самоуправления вправе был принять вышеуказанное постановление в пределах предоставленных законом полномочий и включить в приложение к постановлению и жилой <адрес>.
Из материалов дела следует, что ответчику предъявлено требование о взыскании задолженности по вышеназванным взносам с ноября 2014 года по сентябрь 2022 года в общей сумме 9 775 руб. 33 коп.
Ответчиком было заявлено о применении срока исковой давности к данному правоотношению, поскольку истец при подаче в суд иска пропустил срок исковой давности о взыскании задолженности.
Как следует из материалов дела, судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Фонда капитального ремонта имущества многоквартирных домов Липецкой области с ФИО1 взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с ноября 2014 г. по сентябрь 2022 г. включительно (л/с 1127034) в сумме 9 775 руб. 33 коп.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен по заявлению ФИО1
С иском Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецка области, согласно почтовому штемпелю, обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, с пропуском 6-ти месячного срока после отмены судебного приказа.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь ст. ст. 169, 170, 173 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 196, 200, 204 Гражданского кодекса РФ, п. п. 12, 15, 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 Г № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности», ст. 5 Закона Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» № 211-ОЗ от 08.10.2013 г., постановлением администрации Липецкой области № 528 от 28.11.2013 г. «Об утверждение областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014 - 2043 годы», учитывая, что оплата производится до 10 числа каждого последующего месяца, период задолженности с учетом срока исковой давности - с ноября 2014 г. по июнь 2020 г. (включительно) пропущен, а по платежам с июля 2020 г. г. по сентябрь 2022 г. (включительно) срок исковой давности не пропущен, в связи с чем мировой судья удовлетворил требования истца в этой части и взыскал с ответчика ФИО1 в пользу истца задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за квартиру, расположенную адресу: <адрес> (л/с №) в размере 6 125 руб. 58 коп. за период с июля 2020 г. по сентябрь 2022 г. включительно.
Проверяя доводы апелляционной жлобы, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, при этом исходил из того, что мировым судьей при принятии решения не учтено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 80 лет и она на основании ст. 13.5 Закона Липецкой области от 02.12.2004 г. № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» освобождена от уплаты взносов на капитальный ремонт, а также то, что ФИО1 проживает со своим супругом ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции отменил решение мирового судьи и отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Суд кассационной инстанции с указанными выводами не может согласиться по следующим основаниям.
Бремя содержания имущества, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, возложено на собственника такого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно положениям ст. ст. 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
На основании ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 названного Кодекса.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, определенного в соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ФИО1, как собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязана нести расходы по содержанию общего имущества, в том числе на капитальный ремонт, а региональный оператор вправе требовать уплаты взносов независимо от наличия или отсутствия договора между собственником и региональным оператором.
При этом обязанность по оплате взносов за капитальный ремонт возникает независимо от факта получения собственниками жилого помещения платежных документов. Отсутствие таких документов не освобождает собственников помещения от исполнения установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт, а имеет юридическое значение лишь для правомерности начисления штрафных санкций.
Согласно ч. 1 ст. 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором (часть 2).
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Частью первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 1 января 2016 г.).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Федеральным законом от 29.12.2015 Г. № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано право субъектам Российской Федерации предусмотреть предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов.
В Липецкой области принят соответствующий областной закон от 02.12.2004 г. № 141-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области».
Этой мерой социальной поддержки могут воспользоваться достигшие возраста 70 и 80 лет неработающие собственники жилых помещений - одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере 50%; - одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, - в размере 100%; - проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере 50%; - проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, - в размере 100%.
При этом механизм предоставления меры социальной поддержки в части компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт устанавливает Порядок предоставления меры социальной поддержки в части компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества для получения компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Липецкой области, утвержденный постановлением Правительства Липецкой области от 14.04.2023 г. № 185 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка право на получение компенсации имеют граждане, отвечающие требованиям ст. 13.5 Закона Липецкой области от 02.12.2004 г. № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области».
Согласно п. 5 Порядка для назначения компенсации гражданин или законный представитель обращается в учреждение социальной защиты населения по месту жительства либо в многофункциональный цент предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением соответствующей формы.
Исходя из п. 16 Порядка в случае неуплаты заявителем взноса на капитальный ремонт выплата компенсации в расчетном месяце не производится. В случае отсутствия информации об уплате взноса на капитальный ремонт, предоставляемой областным оператором и (или) иным владельцем специального счета, на котором формируется фонд капитального ремонта, предоставляется при условии предоставления гражданином документа, подтверждающего уплату взноса на капитальный ремонт.
Совокупность вышеприведенных норм права свидетельствует о том, что для граждан, достигших возраста 80 лет, в Липецкой области предусмотрено предоставление компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт после их уплаты, а не освобождение от их уплаты, в связи с чем отказ в удовлетворении заявленных требований не основан на нормах права, приведенных в апелляционном определении.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям гражданского процессуального законодательства обжалуемое апелляционное определение не отвечает.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции считает необходимым отменить апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Липецка от 18 декабря 2023 года с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Липецка от 18 декабря 2023 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Липецка.
Судья Е.А. Павлова